Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) — выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
Занятия по программе «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота и т.п. Главная цель программы "Партерная гимнастика" развитие чувства ритма и музыкальности, артистичности и творческого воображения, музыкальной и двигательной памяти, также занятия помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения различных танцевальных направлений. Каждое занятие по программе «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой. Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела. На втором году обучения эти упражнения можно совершенствовать добавлением предметов (ленты, мяча, гимнастической палки и др.), усложняя их ритмическими хлопками и т. д. Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching — растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц. Упражнения выполняются учащимися на индивидуальных ковриках без обуви (в носочках) в положении лежа (в том числе на боку) и сидя, без вертикальной нагрузки на позвоночник и суставы. Для учащихся первого года обучения исходное положение при исполнении комплексов упражнений — руки лежат вдоль корпуса ладонями в пол, ноги — в свободных позициях. На втором году обучения упражнения представляют собой подготовительные элементы для освоения классического экзерсиса и исполняются в положении лежа на полу с соблюдением предельно выворотного положения ног. При составлении комплексов упражнений преподавателю следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями: — тщательный подбор исходных положений для упражнений; — всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка; — растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия; — использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5 раз); — выполнение упражнений c предельной амплитудой движений; — использование малой амплитуды движений для увеличения интенсивности воздействия упражнений; — контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы; — контроль за дыханием на протяжении всего занятия; — использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий; — контроль за утомляемостью учащихся; — исключение физических упражнений в период острых заболеваний, использование только легких форм дыхательных упражнений. Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть последовательность и систематичность; от простого к сложному. Релаксация — обучение расслаблению, которое необходимо для снятия физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса. Релаксация может состоять из комплекса упражнений с использованием статических поз системы воспитания здорового тела и здоровой психики — хатха-йога, дыхательных упражнений. Упражнения на общее расслабление мышц могут исполняться в форме упражнений на визуализацию с использованием художественнообразных тем (например, «Тропический остров», «Волшебный сон», «Бабочка и цветы») или выполняться в позе отдыха (сидя по-турецки; лежа на спине, на боку в позе эмбриона) с закрытыми глазами под спокойную музыку, со словесным сопровождением учителя и с последующим описанием, обсуждением представленных и нарисованных в воображении тематических картин. Музыка на занятиях по программе «Партерная гимнастика» должна соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой урока, помогать справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ В результате изучения учебного предмета учащийся должен: знать: — упражнения для разминки и их предназначение; — комплексы упражнений партерной гимнастики и их значение в подготовке учащихся к различным видам танцевальных направлений; — основы релаксации; — элементы дыхательной гимнастики; уметь: — выполнять комплексы упражнений; — контролировать и восстанавливать дыхание; владеть навыками: — осознанного выполнения комплексов упражнений; — мышечного самоконтроля во время исполнения движений; — расслабления; — правильного дыхания.
|